Получать права по-новому: в РФ изменились правила экзаменов в ГИБДД

Теперь кандидатам в водители в ходе практического экзамена позволят делать больше ошибок. Ожидается, что это повысит количество тех, кто сдал на права с первого раза.

В силу с сегодняшнего дня вступили три нормативных акта, которые регулируют вопросы подготовки водителей и выдачи прав в России. Речь идёт о поправках к закону «О безопасности дорожного движения», о новой редакции постановления правительства №1097 «О допуске к управлению транспортными средствам», а также об изменениях в административном регламенте МВД (приказ №80). Поправки являются одним из этапов реформы подготовки водителей.

Согласно новым нормам, до экзамена с 1 апреля не будут допускать граждан, отучившихся в автошколе, которая не имеет специального заключения ГИБДД о проверке учебно-материальной базы. Напомним, ранее обязательной являлась только образовательная лицензия учреждения. Также в списке нововведений числится запрет на сдачу и замену прав для тех, кто получил повестку в военкомат. Ещё одно правило касается тех, кто сдаёт экзамен на категорию D: им понадобится минимальный годовой стаж управления легковым или грузовым автомобилем.

В списке изменений есть те, которые касаются непосредственно процедуры сдачи практического экзамена в ГИБДД. К примеру, лимит допустимых штрафных баллов был увеличен с пяти до семи; кроме того, сами баллы теперь начисляются иначе, так, ранее «вылет» с экзамена гарантировали непристегнутый ремень безопасности, а также пересечение стоп-линии, так как за них начисляли сразу пять штрафных баллов, теперь «вес ошибки» сократили до четырёх баллов.

Ещё в ГИБДД дали пояснение тому, что значит «неуверенно пользовался органами управления транспортного средства», за что полагается один штрафной балл. Как оказалось, инспектор учитывает рывки при старте и чрезмерно резкое торможение, ещё сюда относят начало движения на ручном тормозе и слишком долгое переключение передач. Помимо этого, «обгон» или «опережение» перестали быть обязательными для сдачи экзамена, использовать их или нет, решает инспектор.

Как отмечает «Коммерсант», ожидается, что нововведения, касающиеся проведения практической части экзамена позволят увеличить долю тех, кто сдаёт экзамен на права с первого раза. На сегодняшний день их показатель насчитывает всего 11%.

Ещё одно изменение имеет скорее технический характер. Так, теперь на переднем пассажирском кресле, где расположены дублирующие педали, может находиться представитель автошколы (ранее – только экзаменатор ГИБДД). При этом такая учебная машина должна иметь световую или звуковую сигнализацию, которая срабатывает при нажатии на дублирующие педали: таким образом экзаменатор следит за тем, чтобы сотрудники автошколы не помогали кандидатам.

Поправки затронули и пересдачу. Если кандидат трижды подряд не может сдать практический экзамен, он может прийти повторно не ранее чем через шесть – девять месяцев, срок назначают в ГИБДД (ранее он был ограничен лишь одним месяцем). При этом срок для пересдачи между первой, второй и третьей попытками прежний – семь дней. По подсчётам ведомства, экзамен не сдают с четвёртой (или более) попыток 16% кандидатов.

Теперь водители, у которых одновременно открыты категории B и CE (легковые автомобили и грузовики с прицепом), автоматически получают право управления «легковушкой» с прицепом (категория BE), при этом стаж управления по категории B должен быть не менее одного года.

Ещё с сегодняшней даты вступили в силу новые ограничения, распространяющиеся на водителей-иностранцев (кроме граждан Республики Беларусь). Они могут использовать свои иностранные удостоверения в течение года после получения вида на жительство, а после этого им необходимо получить российские права. В свою очередь граждане РФ имеют право пользоваться иностранными удостоверениями в течение года с даты последнего въезда в Россию. При этом до 1 апреля 2025 года действует льготный период, который позволяет поменять права без экзаменов. Затем для того, чтобы «переоткрыть» категории М, А и B, понадобится сдать теоретический экзамен, для C и D понадобятся обучение и внутренний экзамен в автошколе, а также экзамены в ГИБДД. При этом иностранцам-водителям грузовика или автобуса из стран, где русский язык является государственным (Казахстан, Киргизия, Южная Осетия и т. д.), понадобится только сдача теории.