Если не подарили Porsche: выбираем первый автомобиль не дороже 500 тысяч рублей

Все хлопоты и волнения позади, сданы и теория, и вождение, и в руках – вожделенная заламинированная карточка водительского удостоверения. Остается приобрести свой первый автомобиль. Вот только какой выбрать?

Выбор первого автомобиля – дело серьезное. Ситуацию типа «по случаю получения прав папа подарил Porsche (Camaro, Mustang, Tesla)» оставим за рамками как не самую распространенную. Гораздо проще предположить, что финансы все-таки ограничены, ну, скажем, суммой в 500 тысяч рублей. 

Тут может существовать несколько подходов, и каждый из них имеет право на жизнь. Если планируется нормальная эксплуатация машины в течение хотя бы трех-пяти лет, то на первый план выходит стоимость владения, в том числе – затраты на обслуживание и ремонт. Это означает, что всякую экзотику лучше не рассматривать, а обратить внимание на достаточно массовые модели. Конкретный выбор зависит от индивидуальных предпочтений. Например, если нашему герою непременно нужен кроссовер, ему можно поискать Renault Duster первого поколения.

Duster изначально создавался как недорогой кроссовер для народа, и после своего появления на рынке мгновенно стал бестселлером. Абсолютно всеядная подвеска и приличная проходимость как нельзя лучше подошли к российским условиям, а энтузиазма добавила организация сборки на заводе Автофрамос. 

В заявленный бюджет до 500 тысяч рублей вписываются автомобили 2012-2014 года выпуска с пробегом 200-450 тысяч километров. Есть машины и с передним приводом, и с полным, но исключительно с механической коробкой передач. В подавляющем большинстве случаев под капотом стоит 1,6-литровый K4M мощностью 102 л.с. Этот мотор считается исключительно надежным и ремонтопригодным, но его реальное состояние очень зависит от того, как двигатель обслуживали и насколько тщательно ухаживали. Так или иначе, тщательная диагностика входит в список рекомендаций: серьезный ремонт K4M вполне может обойтись тысяч в 150. 

Но особенно тщательно стоит проверить автомобиль на наличие очагов коррозии и состояние уплотнителей: слабая герметизация швов и плохое качество сварки Duster приводит к активной коррозии и обильным течам. Ну а вода в салоне вызывает коррозию электропроводки и контактов. На самом деле, проблем у Дастера с пробегом может быть достаточно много, они хорошо известны, и мы о них рассказали очень подробно. Тем не менее большая часть этих проблем не являются фатальными, так что многие владельцы стареньких Renault Duster не спешат расставаться с ними: на сегодняшний день реальной альтернативы им просто нет. Естественно, это сказывается на количестве предлагаемых на продажу машин, но отчаиваться все-таки не стоит, и найти такой кроссовер ценой в 400-500 тысяч в приличном состоянии все-таки реально.

В свое время Ford Focus, сборку которого наладили на заводе во Всеволожске неподалеку от Санкт-Петербурга, стал первой «народной иномаркой» в нашей стране. Остающаяся доступной цена, неплохая динамика, отменный внешний вид и отличная управляемость стали главными составляющими успеха. Со временем Focus под натиском корейских и европейских марок потихоньку начал терять свои позиции в бюджетном сегменте. Не помогла и смена поколений. Третий Focus, хотя и сохранил свои главные достоинства – дизайн, динамичность и управляемость, все же был заметно дороже основных конкурентов. Несмотря на это, Фокусы продавались в заметных количествах, а значит, присутствуют и на вторичном рынке. Подходит ли Ford Focus третьего поколения на роль первого автомобиля? А почему бы и нет, особенно если новоиспеченный водитель желает сразу получить «пацанскую тачку».

На рынке хватает Ford Focus 2011-2016 года выпуска, которые продаются по цене от 320 до 500 тысяч рублей. Среди них есть не только седаны и хэтчбеки, но и универсалы, на которые приходится чуть ли не половина предложений в этом ценовом диапазоне. Проблема заключается в том, что очень многие из этих машин работали в такси и имеют пробеги вплоть до 600 тысяч километров. Понятно, что новичку такие машины «из извоза» строго противопоказаны – слишком велика вероятность, что автомобиль уже практически исчерпал свой ресурс и в нем посыплется буквально все. Так что гораздо разумней присмотреться к автомобилю 2011 года «по верху рынка» со скромным 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач, но находившемуся в руках у одного владельца и пробежавшему 175 тыс. км, нежели соблазниться ценой в 350-360 тысяч. 

Конечно, неприятности возможны и с такими экземплярами, но риск получится значительно ниже. Не стоит выбирать машины с преселективными коробками PowerShift, но по ресурсу поршневой группы моторы объемом 1,6 л и мощностью 85-125 л.с. – одни из лидеров в своем классе. Даже при пробегах в 500 тысяч километров они нередко еще даже и не намекают на скорый капремонт. Но менее глобальных проблем с Фокусами ними все-таки хватает. 

В целом, можно сказать, что Focus – неплохой вариант честного автомобиля C-класса. Главное – тщательно проверять кузов во всех проблемных местах, а машину брать с МКП и с мотором Duratec объемом 1,6 литра, не соблазняясь на мощные двухлитровые версии. Ведь в связи с уходом марки с рынка неудачная покупка превратит жизнь в квест по поиску запчастей, среди которых полно и китайских аналогов с не самыми высокими ресурсами, и откровенных подделок.

Nissan Almera Classic конструировали для рынка Кореи, где он продавался как Renault Samsung SM3, но делали его на базе Nissan Bluebird Sylphy G10. Никакого разнообразия кузовов и двигателей линейка Almera Classic не предполагала – только седаны и только 1,6-литровый мотор QG16DE мощностью 107 «лошадок». Коробка передач – либо механическая, либо старая и очень надежная 4-ступенчатая гидромеханика RE4F03A. Автомобиль выпускался с 2006 по 2012 год, и за 500 тысяч без особых проблем находятся машины последних лет выпуска. 

Если автомобиль был в частных руках, то пробег у него, как правило, вполне соответствует возрасту и составляет 170-200 тысяч километров. Проблемные варианты «ПТС – дубликат, 9 владельцев, может быть в угоне или под обременением» попадаются совсем уж редко. Если исходить из принципа «имидж – ничто», Nissan Almera Classic вполне годится на роль первого автомобиля – она не разорит неопытного владельца неожиданными эксплуатационными расходами, кузов ржавеет умеренно, мотор надежен, АКП радует ресурсом. Разве что подвеска не всегда стабильна и иногда требует внимания раньше ожидаемого, но и тут объемы вложений обычно оказываются достаточно скромными.

Как обычно, когда мы говорим Hyundai Solaris I, вспоминаем и Kia Rio III: технически это почти одинаковые автомобили. Объемы ежегодных продаж этих моделей исчислялись сотнями тысяч. Соответственно, хватает их и на вторичном рынке, в том числе – тех, чья стоимость укладывается в заданную нами сумму. Дешевле 500 тысяч вполне могут стоить автомобили, выпущенные в 2016-2017 году. Но проблема состоит в том, что многие из таких автомобилей отработали свое в качестве такси, а значит, имеют огромные пробеги. В общем, смело выбрасываем из рассмотрения желтые и белые машины с желтой полосой вдоль борта, c пробегами 500-600 тысяч км. С остальным, как говорится, уже можно работать. 

К выбору этих машин настоятельно рекомендуем привлечь грамотного специалиста. Толщиномер – строго обязателен, так как металл у корейских автомобилей тонкий, а лакокрасочное покрытие не отличается стойкостью и выносливостью. Моторная гамма у бюджетных «корейцев» скромная: это два бензиновых мотора серии Gamma объемом 1,4 и 1,6 литра и мощностью 107 и 123 л.с. соответственно. Они достаточно надежны, но стоит профилактически поменять механизм ГРМ и обратить внимание на возможные задиры в цилиндрах. Как ни странно, 5-ступенчатая механика нередко оказывается более проблемным агрегатом, нежели 4-ступенчатый автомат, так что стоит обратить внимание либо на дорестайлинговые автомобили, либо на машины с 1,4-литровым двигателем: на большее нашего бюджета, скорее всего, не хватит. Простая по конструкции подвеска не отличается рекордной живучестью, но и особых проблем не доставляет – ремонт стоит недорого. Подводя итог, можно сказать, что Solaris и Rio — простые, функциональные и неплохо сбалансированные автомобили. Иначе они не пользовались бы таким спросом в течение долгих лет. Но автомобиль, подходящий на роль первой машины года на три, с прозрачной историей и не работавший в такси, придется искать долго.

Можно ли считать желание начать водительскую биографию не с весьма пожилого транспортного средства, затратив при этом не более полумиллиона, а с автомобиля в возрасте максимум 3-5 лет, несбыточными фантазиями? Конечно же, нет. Желание вполне естественное, и автомобили такие на вторичном рынке найдутся. Только вот выбор будет не слишком велик, и список будет состоять в основном из продукции АВТОВАЗа с редкими вкраплениями Renault Logan II в единичных экземплярах, причем экземпляры эти будут преимущественно с таксомоторным прошлым. Ну а ВАЗовская доля на 95% представлена Lada Granta. Увы, Vesta и даже Niva 2020-2024 года выпуска не вписываются под заданную ценовую планку. 

Зато Granta предстает в двух ипостасях: как Lada Granta и как Datsun on-DO. Есть ли смысл смотреть на эти Датсуны? Безусловно, есть. Конечно, при равной цене они будут чуть старше, в основном – выпущенные в 2020 году. Но это будут преимущественно автомобили от одного владельца, с понятной и прозрачной историей. С технической точки зрения Datsun – это все та же Granta с 8-клапанным двигателем ВАЗ-11186 объемом 1,6 л и мощностью 87 л.с., 5-ступенчатой МКП или довольно ресурсной 4-ступенчатой АКП Jatco JF414E и минимальными различиями по ходовой части и подвескам. Этот автомобиль отлично подойдёт тем, кто хочет иметь возможность дешево починить его где угодно, но не желает ездить на машине, которая называется Lada.

Что же касается непосредственно Lada Granta, то сразу стоит предупредить: самые «вкусные» по соотношению цены, возраста и пробега варианты почти со стопроцентной гарантией окажутся автомобилями после ДТП, требующими серьезного кузовного ремонта. Но в описаниях при этом обычно будет значиться, что технически автомобиль исправен и ремонта не требует. Ну а проблемы подержанных Грант давно хорошо известны. Многие из них связаны с нестабильностью качества, и покупка даже новых Granta до сих пор представляет собой некую лотерею. Практически все владельцы этих автомобилей отмечают неплохую динамику, управляемость, маневренность, экономичность, большой дорожный просвет и энергоемкость подвески и не менее дружно пишут про некачественные уплотнители, дребезжание стекол, плохую шумоизоляцию. Но одни считают, что такой автомобиль представляет собой сгусток недостатков и один сплошной минус, а другие – что на фоне цены и достоинств недостатки представляются мелочами, на которые можно не обращать внимания. 

Одни пишут, что за пять лет Granta вообще не потребовала сколь-нибудь серьезного ремонта и оказалась чуть ли не самым беспроблемным автомобилем в его биографии, другие – что непрерывно сыпалась и не выезжала из автосервиса. В общем, покупка любого автомобиля с пробегом всегда представляет собой некую лотерею, а покупка Lada – лотерею вдвойне. Но даже в худшем случае новичок получит тот самый объем опыта, набьет все полагающиеся шишки, поймет, в каких сервисах реально решают проблемы, а в каких – просто разводят на деньги. Ну а если повезет, то он получит пусть скромное и утилитарное, но вполне дееспособное транспортное средство минимум года на три-четыре.